Какой из ответов соответствует фокусу языка «Разделение»?
🧔: – Я не могу быть успешным, потому что я недостаточно талантлив.
🧐: – Сколько таланта нужно, чтобы успешно почистить зубы?
🧐: – Важнее думать не об успехе, а о счастье.
🧐: – Ты в жизни не достигал абсолютно никаких целей?

Ответ

1 - «Разделение»
2 - «Иерархия критериев»
3 - «Объединение»

538

• в прошлом
• в настоящем
• в будущем
• где угодно

Ответ

Ресурсы в модели SCORE могут быть как в прошлом, так и в настоящем или будущем.

Фокусы языка - стратегии конструирования вербальных рефреймингов для изменения убеждений. Эти стратегии можно использовать и в техниках, например, изменения убеждений.
Например, техника изменения убеждения на основе стратегии фокус языка «Разделение». Как он работает: нам надо показать, что убеждение не работает и для этого мы его дробим на части так, чтобы каждая (по крайней мере большее количество) часть противоречило общему убеждению. Например:
– У меня никогда не получится уйти с этой работы.
– Что именно у тебя не получается: написать заявление об уходе, доделать текущий проект, поговорить с директором?
1️⃣ Определяем убеждение, которое хотим изменить и как это убеждение представлено внутри.
2️⃣ Делим это убеждение на части (разукрупняем) так, чтобы большая часть «мелких» убеждений противоречило общему убеждению. Желательно на 3-5 частей, не более.
3️⃣ Представляем или вспоминаем ситуации, происходящее в которых или наше поведение противоречат «мелким» убеждениям.
4️⃣ Смотрим, как это меняет «большое» убеждение. Формулируем его.
5️⃣ Проверяем, как меняется поведение в ситуациях, связанных с этим убеждением. 
6️⃣ Экологическая проверка.
7️⃣ Привязка к будущему.

🛠 Задание
Придумайте техники изменения убеждения на основе стратегий фокусов языка:
• иерархия критериев;
• противоположный пример;
• стратегия реальности.

Придумайте фокусы языка для области воздействия «причина» (по «структуре фокусов языка») для убеждения: «Никто не может быть счастлив по-настоящему».

489

Какой фокус языка использован:
– Деньги вызывают зависть, а зависть провоцирует болезни.
– Безопасность так важна для вас?
Это:
• другой результат
• намерение
• разделение
• модель мира

Здесь использован фокус языка «намерение» - предполагается, что намерение данного убеждения «безопасность»

Придумайте фокусы языка со способом воздействия «укрупнение» (по «структуре фокусов языка») для убеждения: «Настоящая женщина, чтобы быть уверенной в себе, должна всегда хорошо выглядеть».

444

Какой фокус языка использован:
– Я неуверенный в себе человек, так что не могу отстоять свою точку зрения.
– С такой точкой зрения тобой будут помыкать все подряд.
Это:
• другой результат
• намерение
• переопределение
• последствия
• метафрейм

Это фокус языка «последствия» - фокус внимания клиента переводится на последствия этого убеждения: «Тобой будут помыкать все подряд».

Если в убеждении есть модальность долженствования (должен, обязан, вынужден) или модальность запрета (запрещено, нельзя) то фокус языка "применение к себе" можно построить отталкиваясь от этой модальности. Например:
– Я должен ...
– Так же как должен следовать этому убеждению?
– Мне запрещено ...
– Так же как запрещено менять это убеждение?
Упражнение
Придумайте фокусы языка "применение к себе" для убеждений:
– Я обязан приходить на работу вовремя, иначе это нарушение.
– Нельзя перебивать старших - это проявление неуважения.
– Никому нельзя верить.
– Дети должны слушаться родителей, чтобы не попасть в беду.
– Я не способен быстро придумать фокус языка.

357

Придумайте фокусы языка для области «причины» по структуре фокусов языка для убеждения:
– Для того чтобы быть уверенной в себе, настоящая женщина должна всегда хорошо выглядеть.

У человека есть определённые процесс проверки "реальности" - чтобы разделять "фантазии" от "действительности". Как именно это используется в фокусе языка "Стратегия реальности"?

• проверяется достаточно ли "реально" убеждение
• исследуется, правильно ли убеждение было создано
• обращает внимание на то, что убеждения не являются "реальностью"

Фокус языка «Стратегия реальности» строится на том, что обращает внимание человека на различие между убеждением, которое является обобщением и «фантазией», и «реальностью». Что позволяет переоценить полезность данной «фантазии».

- Меня никто не любит.

- А как же твоя собака? Она в восторге от тебя!

Это:
• намерение
• последствия
• противоположный пример
• размер фрейма
• аналогия

Здесь использован фокус языка "противоположный пример" - предлагается конкретная ситуация, опровергающая убеждение.

Провокативные фокусы языка строятся так: сначала вы соглашаетесь с утверждением человека, а потом выдаёте фокус языка, который это утверждение опровергает.

- Нужно есть только натуральные продукты.

- Именно поэтому нормальный человек должен отказаться от всего ненатурального - отопления, очков, автомобилей и компьютеров. И начинать надо прямо сейчас - никаких стиральных машин и отбеливателей, только натуральное мыло и стирка в натуральном деревянном корыте. А воду надо греть обязательно на дровах.

Естественно, провокативные фокусы языка требуют невербальных "кавычек".

Ваша задача - придумать как можно больше провокативных фокусов языка к убеждению: "Нынешняя молодёжь вместо того, чтобы делом заниматься, сидит в интернете".

Например: "Точно, вот у нас интернета не было, и мы все знаем по 5 языков и у каждого миллиардный бизнес."

Например, один из вариантов стратегии конструирования фокуса языка «Противоположный пример»:

  1. Исходя их речи клиента, определите его возможное убеждение.
  2. Найдите событие, отношение или поведение, противоречащее убеждению.
  3. Сообщите об этом противоречии в форме вопроса:
    - Меня никто не любит.
    - Разве твоя собака не любит тебя?

Придумайте фокусы языка типа «контекст» (по «структуре фокусов языка») для убеждения: «Я - неудачник, так как у меня до сих пор нет своей квартиры».

252

  • да, так как они основаны на смене рамки восприятия;
  • нет, это отдельные паттерны со своим механизмом действия.

Фокусы языка - это рефрейминги, направленные на изменение убеждений.

Придумайте фокусы языка типов «Намерение», «Иерархия критериев» и «Другой результат» для убеждения:

- Жизнь прожил не зря - когда все твои друзья соберутся на твоей могиле.

228

  • Переопределение
  • Аналогия
  • Другой результат
  • Последствия

Фокус языка "Переопределение".

Пропишите пошаговую стратегию конструирования фокуса языка «Разделение».

Например, один из вариантов конструирования фокуса языка «Противоположный пример»:

  1. Исходя их речи клиента, определите его возможное убеждение.
  2. Найдите событие, отношение или поведение, противоречащее убеждению.
  3. Сообщите об этом противоречии в форме вопроса:

- Меня никто не любит.

- Разве твоя собака не любит тебя?

Придумайте фокусы языка для области «убеждение» по структуре фокусов языка для убеждения:

- Я недостоин счастья, потому что не заплатил за это.

Сконструируйте несколько вариантов фокуса языка типа «Изменение размера фрейма» для убеждения «нельзя хотеть большего, потому что за всё приходится платить». Но в каждом варианте изменение размера фрейма должно быть по своим «Вратам сортировки»: по людям, вещам, времени и т.д.